Тернистый путь «Амалтеи»

Рыбачок Сергей АнатольевичСергей Рыбачок
Тернистый путь «Амалтеи»

История херсонской компании «Амалтея», с одной стороны, типична для частных предприятий, возникших в Украине после распада Советского Союза, - вместе со страной она переживала взлеты и падения, страдала от жестоких реалий «дикого капитализма», ее  заносило на крутых виражах и подбрасывало на ухабах извилистого пути экономического становления. Но с другой стороны, «Амалтея» никогда не соглашалась играть по чужим правилам и идти проторенной дорогой, а выбирала свой собственный путь. Поэтому сплоченному и увлеченному коллективу удается оставаться незаангажированным и добиваться  впечатляющих результатов.

Предыстория: одноклассники стали партнерами

Все три учредителя «Амалтеи» - Сергей, Елена и Юрий,  были друзьями с детства, учились в одном классе.
Через несколько лет после окончания школы, в 1982 году, Сергей Рыбачок женился на бывшей однокласснице Елене, отслужил в армии, но не терял  из виду и Юрия Ивера, с которым сидел за одной партой. В начале 90-х друзья превратились еще и в деловых партнеров - создали свое предприятие, где Сергей стал председателем общества, а Юрий  – директором.
Но до этого Сергей и Елена успели стать родителями двух сыновей и окончить по два института (потом они родили еще третьего сына и получили по третьему диплому). Сменили по нескольку профессий и мест работы. Сергей начал трудовую деятельность мелиоратором, затем стал заместителем председателя колхоза, а вернувшись в Херсон, работал в райкомах комсомола, комсоргом в училище, преподавателем истории и военруком в школе, занимаясь военно – патриотической работой. Благодаря его инициативе и отношению к работе школа заняла второе место в СССР по военно-патриотическому воспитанию. В спорте также добился  результатов, став мастером спорта СССР по гребле на байдарках и каноэ, участвовал в международных соревнованиях за рубежом. Елена    на практике  осваивала знания, полученные в  торгово –экономическом институте,  работая менеджером,  аналитиком, затем бухгалтером в том же колхозе, где  работал и муж.  После переезда в г.Херсон  занималась преподавательской деятельностью.
В 1991 году, когда СССР уже агонизировал, они оба были вынуждены уйти с преподавательской работы, потому что на нищенскую учительскую зарплату прожить было сложно. Приняли решение больше не рассчитывать на государство, а выживать самостоятельно. Вскоре к ним присоединился и Юрий Ивер.

Начало пути

В те годы тотальной разрухи людям без связей, первоначального капитала и опыта предпринимательской деятельности заработать было ох как нелегко! Однако вчерашние учителя не спасовали перед безумной рыночной стихией и новыми условиями жизни. Они довольно быстро освоились в непривычной среде. Свой первый капитал компаньоны заработали на продаже безалкогольных напитков и кондитерских изделий.
- Я сам тогда продавал пиво и пепси-колу, - вспоминает Сергей Рыбачок. – Очень трудно было,  будучи учителем, комсоргом, пересилить себя и заставить заниматься этим. Неделю себя ломал. Тот опыт торговой деятельности очень сильно изменил мое восприятие бизнеса и убедил в верности его постулатов, которыми я руководствуюсь до сих пор. Первый - нет такого товара, который нельзя было бы продать. Второй - все в этой жизни имеет цену. Третий - если ты правильно предлагаешь товар, его нельзя не купить.
Следующим этапом в развитии бизнеса стало вхождение в рынок производства и продаж цветных телевизоров, которые в тот период были весьма дефицитным товаром. Оценив перспективы этого рынка,   компаньоны  решили перейти от оптовой торговли телевизорами к  организации собственного производства. Совместно с заводом «Фотон» (г.Симферополь)   на производственных площадях завода «Прибор»  в Херсоне они организовали  цех – линию по производству телевизоров пятого поколения.  Для организации производства на работу  пригласили  высококлассных специалистов - электронщиков, оставшихся не у дел. Таким образом «Амалтея» создала  200 рабочих  мест. Благодаря высокому уровню организации технологического процесса, отменному качеству телевизоров продукция завода пользовалась широкой популярностью.
В течение двух лет предприятие ежемесячно выпускало по полторы тысячи «фотонов». Реализовывали их не только в Украине, но и в России - через  торговую сеть «Орбита». Однако в 1996 году после введения правительством Украины 10% акциза на продажу отечественных цветных телевизоров были изменены конкурентные условия работы на этом рынке в пользу импортной продукции, что в свою очередь привело к ликвидации целой отрасли промышленности в Украине.

Создание производства полипропиленовой упаковки

После вынужденного закрытия производства бытовой техники компаньоны занялись торговлей продуктами питания, а именно - сахаром и мукой. Джутовые и льняные мешки, в которых их реализовывали, содержали много разных микроорганизмов, влиявших на качество (а следовательно, и на цену) этих сыпучих продуктов. Эту проблему можно было решить благодаря применению полипропиленовой упаковки - вместо натуральной. Но ее в Украине в то время никто не производил, хотя спрос на такие мешки был очень большой:  в них можно фасовать не только различные сыпучие продукты, но и цемент, удобрения и многое другое. Учредители «Амалтеи» решили занять эту нишу.
Подготовили бизнес-план проекта «Покупка оборудования и организация производства полипропиленовых мешков» и стали искать инвесторов, которые бы согласились его профинансировать. В течение двух лет обратились с этим предложением в 26 различных финансовых учреждений Украины – и все безрезультатно! Однако все равно не опустили руки. Потому что были уверены, что такое производство Украине очень необходимо, а значит, рано или поздно идею удастся воплотить в жизнь.
В конце концов летом 1998 года Сергей Рыбачок обратился в  украинское представительство Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) - познакомил с  бизнес-планом «Амалтеи» распорядителя кредитами Грехэма Бентли и пригласил его в Херсон оценить их предприятие и имущество, которое может стать залогом под кредит. Опытный английский банкир удостоверился, что крепко стоящему на ногах предприятию, которое не раз с прибылью для себя  выходило из сложнейших ситуаций и успешно решало проблемы, в самом деле можно доверить кредит. И уже буквально через пару месяцев «Амалтея» получила от ЕБРР на реализацию своего проекта  полтора миллиона долларов США!
На деньги ЕБРР «Амалтея» приобрела высокотехнологическое оборудование известной австрийской фирмы Starlinger и, несмотря на все трудности, связанные в том числе и с обвалом гривны в 1998 г., в рекордные сроки смонтировала его, и  уже 13 июня 1999 года завод по производству полипропиленовой упаковки был принят в эксплуатацию. С тех пор он 12 лет работает без остановки, круглосуточно. Сначала изготавливали в год по 10 млн. мешков различной емкости, плотности и цвета, потом довели производительность до 35 млн! Такого объема не было ни на одном производстве в Украине. Также «Амалтея» - единственное предприятие такого профиля в стране, которое поставляет свои полипропиленовые мешки за рубеж – в Италию, Францию, Германию, Голландию, Грецию, Турцию, Алжир, Тунис, Белоруссию…. Недавно Украинский национальный комитет Международной торговой палаты признал «Амалтею» лучшим экспортером 2010  года в своей номинации. Также она входит в двадцатку крупнейших работающих предприятий области.

Как Рыбачку не дали спасти ХБК

Когда в 2002 году губернатор Херсонской области увидел, что учредители «Амалтея» смогли самостоятельно создать и запустить такое мощное и уникальное для региона предприятие, то предложил Сергею Рыбачку, как талантливому менеджеру возглавить и вывести из кризиса Херсонский хлопчатобумажный комбинат, который в советские времена был крупнейшим в Европе производителем хлопчатобумажных тканей, но в 90-е годы оказался в очень плачевном состоянии. Посоветовавшись с компаньонами, Сергей Рыбачок согласился и в августе 2002 года пришел спасать гибнущее предприятие.
Он сразу же провел там целый ряд антикризисных мероприятий, в частности искоренил бартерные схемы и перешел на денежные расчеты. Вскоре комбинат начал работать без простоев, выплачивать многолетние долги по зарплате, рассчитываться с бюджетом. Сергей Анатольевич планировал к 2006 году вывести его на прибыльную работу.
Однако выздоровление ХБК не входило в планы любителей поживиться за государственный счет, поэтому те люди, кому Рыбачок мешал «ловить рыбку в мутной воде», добились того, что в апреле 2004 года его уволили. Против него возбудили несколько уголовных дел. Но вскоре они были  закрыты  из-за отсутствия состава преступления. В борьбе с «мафиози» Рыбачком «отличились» народные депутаты Вячеслав Черновил и Виктор Ющенко.
Однако Рыбачок не теряет веры в то, что при наличии политической воли и   невзирая на то, что  успели сделать «прихватизаторы», Херсонский ХБК  можно реанимировать и запустить производство текстильной продукции, в которой так нуждается рынок.
Его оптимизм имеет под собой почву, он верит в свою команду и ее профессионализм, что  позволяет  ставить перед собой амбициозные планы и претворять их в жизнь.

Оригинал статьи, опубликованный в журнале "ХХІ Украина"